?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гениальный, мудрррый, тяжёлый, ошеломляющий фильм. Если вы ещё не встррречались с ним, могу лишь пррредупррредить – для него нужно отдельное вррремя, он не смотрррится фоном или в суете. Я не знаю, какие будут у вас эмоции, «те» или «не те», я не знаю, хватит ли у вас сил (подтекст – желания тррратить силы), чтобы утонуть в этом прррошлом. Там было много всего, и что-то даже светлое и хорррошее.

Фильм двадцать лет пррролежал на полке. Рррежиссеру больше не ррразрррешили снимать – это его единственное кино. Но зато – какое оно!

Под катом ссылка на фильм об этом фильме и воспоминания. Но это всё стоит читать и смотррреть уже после, потом. Сначала – фильм «Комиссар», мой пост именно о нём.



Александр Аскольдов. Фото: Юрий Самолыго

«В ту пору мы жили в Киеве, мой отец был директором большого завода, моя мама была врачом — очень красивой, благородной и умной женщиной, — мы были очень счастливой семьей. После того как арестовали отца, на следующий день приехали за моей мамой. Я не спал, подглядывал из-под одеяла. В квартире проходил обыск. Моя мама одевалась под насмешливыми взглядами людей из НКВД. Она попросила их отвернуться, на что те, нагло ухмыляясь, сказали: «Ничего, привыкай одеваться при мужиках». Это была самая страшная картина в моей жизни: в моих глазах оскорбляли самого любимого человека. И ее увели. Выходя, один из энкавэдэшников приказал другому: «За мальчишкой вернешься, когда отвезешь ее в тюрьму». И я понял, что мне нужно уходить из этого дома. Но передо мной стояли две неразрешимые проблемы: я не умел завязывать шнурки на ботинках — меня учили, но у меня это не получалось, — и я не знал, как открыть английский замок. И тут я первый раз в жизни завязал шнурки, потом поставил стул — и замок открылся. Я захлопнул дверь и ушел в темноту ночного Киева. Помню, я шел по Крещатику, центральной улице Киева. Начинался ранний рассвет, была весна, цвели каштаны, воздух был напоен сладким запахом цветов, — с тех пор запах цветения я переношу с трудом. Почти инстинктивно я пришел к дому, где жили друзья моих родителей, многодетная еврейская семья. Я позвонил, меня увидели на пороге, все сразу поняли, расплакались, спрятали, сохранили. Позже они переправили меня моей бабушке. После войны, уже став взрослым человеком, я искал след этих людей — он оборвался в Бабьем Яру, их расстреляли с тысячами других киевских евреев».

«Вначале я собирался снимать совсем другой фильм, но так случилось, что я вспомнил рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» и мгновенно представил себе будущую картину. Я написал сценарий, хотя понимал, что с ним будут большие проблемы. Вообще, слово «еврей» в 60-е годы желательно было не упоминать ни в каком контексте, а особенно в том, в котором собирался это делать я. Точно так же, как мне советовали на афишах писать имя композитора картины не Альфред Шнитке, а как-нибудь поделикатнее, например, А. Шнитке.

Я решил показать сценарий Сергею Аполлинарьевичу Герасимову, с которым мы были не то что дружны, но чувствовали доверие друг к другу. Он в этот момент снимал в Миассе картину «Журналист», и я поехал к нему туда. Сергей Аполлинарьевич несколько дней читал сценарий, потом сказал: «Будем справлять пельмени». Мы поехали на рынок, где Герасимов долго и тщательно выбирал мясо, поскольку был знатоком «пельменного дела». Выходя с рынка, мы увидели слепца с маленькой мышкой, который торговал счастьем. Сергей Аполлинарьевич сказал мне: «Попытайте!» Заплатил 20 копеек за это самое счастье, и мышка вытащила бумажку, на которой карандашом было написано: «Задумал большое дело. Ждет большое несчастье. Терпи. Хорошие люди тебе помогут». Эта бумажка хранится у меня по сей день.

Сергей Аполлинарьевич сказал: «Поезжайте на студию и молчите, что бы кто ни говорил». Я не очень молчал, но если бы не помощь Герасимова, его красноречивое заступничество, эту картину никогда бы не запустили.

Когда я начал готовиться к съемкам, стал искать еврейскую музыку. Пришел в Дом звукозаписи, а там выяснилось, что вся она размагничена, так же как и китайская. Но к китайской в тот момент переменилось отношение, и Краснознаменный ансамбль вновь записывал на китайском языке «Интернационал».

Был у нас в картине эпизод, где евреи идут на смерть. Мы называли его «Проход обреченных». Для меня эта сцена имела принципиальное значение, потому что я считал ее метафорой Катастрофы, о которой в нашем кинематографе той поры не было сказано ни единого слова. Эпизод снимался в ноябре 1966 года в городе Каменец-Подольском. Снимать этот кусок было психологически сложно, потому что атмосфера в съемочной группе была довольно тяжелая, и к тому же в то время на Украине прокатилась волна мелких, легких неприятных погромчиков — сожгли, например, синагогу. Местные евреи, которых мы позвали, категорически отказались сниматься.

Тогда я поехал в Хотим. Там мне мальчишки за червонец указали подпольную синагогу. Я пришел к ребе и сказал, что снимаю фильм о революции, попросил его помочь. Он сказал: «Знаете, товарищ Аскольдов, это невозможно. Люди так оскорблены, так не верят ни во что — они не придут». Я в полном отчаяньи послал телеграмму секретарю ЦК Украины по идеологии Лутаку, в которой написал, что я — молодой режиссер и прошу помощи для съемок: мне необходима большая группа евреев.

И что вы думаете? Пришло указание совхозам, колхозам и кооперациям «выделить евреев для съемок историко-революционного фильма», причем не только взрослых, но и детей. Но вот пришли эти несчастные люди. Местом съемок я выбрал балку, которую нашел совершенно случайно. Мы задымили все вокруг, поставили у входа нашу массовку, которой нашили магендовиды, включили мою любимую трагическую Пятую симфонию Сибелиуса (Шнитке писал музыку потом, под изображение) и видим, что огромная толпа евреев начинает рыдать, сопротивляться и не желает двигаться на камеру. Я ничего не мог понять.

И вдруг ситуация прояснилась — оказывается, в 1943 году именно на этом месте немцы, отступая, расстреливали евреев Каменец-Подольска. Мы долго уговаривали людей. Я не преувеличу, если скажу, что встал перед ними на колени. Тогда вышел человек — вы можете видеть его в кадре, это «Человек со скрипкой». Этот отец десяти детей и теперь жив-здоров, живет в Сан-Франциско. Он сказал мне: «Товарищ режиссер, ваш фильм никогда люди не увидят». На что я заверил: «Люди увидят». Тогда выступила перед ними Нонна Викторовна Мордюкова и сказала на более понятном народу языке, что они обязаны сниматься. И тогда начались съемки этого эпизода.»


«В конце фильма - сцена, когда евреев гонят на смерть. …этот фрагмент преследовал нас 21 год. Из-за него, по сути, фильм и пострадал. Когда работа была завершена, мне на разных этапах приемки было предложено бесчисленное количество поправок, и главная — убрать сцену «прохода обреченных». Говорили даже, что нужно переделать евреев на татар. Я не сделал ни одной поправки, потому что прекрасно понимал: сделав хотя бы одну, вынужден буду сделать вторую, третью, четвертую... И картина умрет.»


http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=0MYE-LxtD50
</lj-embed>

Comments

( 109 Уже прокукарекали — Прокукарекать )
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
52vadim
2 фев, 2013 10:27 (UTC)
Класс..!
super_kakadu
2 фев, 2013 10:32 (UTC)
Спасибо, Вадим!
bortans
2 фев, 2013 10:32 (UTC)
Я много слышал об этом фильме, но пока не собрался посмотреть... Спасибо за напоминание!
super_kakadu
2 фев, 2013 10:34 (UTC)
Да, его точно стоит смотррреть.
kat_dallas
2 фев, 2013 11:29 (UTC)
Я смотрела. Тяжелый в психологическом плане фильм.
super_kakadu
2 фев, 2013 11:35 (UTC)
Да, тяжёлый. Но это великий фильм.
(без темы) - 10inspiration - 2 фев, 2013 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 16:21 (UTC) - Развернуть
olka_fish28
2 фев, 2013 11:38 (UTC)
Редкий, правдивый, а образы какие!!!
(без темы) - olka_fish28 - 2 фев, 2013 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 12:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olka_fish28 - 2 фев, 2013 12:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olka_fish28 - 2 фев, 2013 13:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 13:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olka_fish28 - 2 фев, 2013 13:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olka_fish28 - 2 фев, 2013 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 14:10 (UTC) - Развернуть
kleowa
2 фев, 2013 11:59 (UTC)
Я посмотрела его как раз, когда разрешили, в Перестройку. Сильный фильм. Правда.
Будет время, зайди ко мне в гости - я написала про одну принцессу-поэтессу из арабской Испании. Тебе понравится!:))
super_kakadu
2 фев, 2013 12:06 (UTC)
Перррвый ррраз я тоже смотрррел тогда. Но его можно перрресматррривать много ррраз, хоть и тяжело очень.

Спасибо, сейчас пррриду. =)
(без темы) - kleowa - 2 фев, 2013 12:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 12:26 (UTC) - Развернуть
sterljad
2 фев, 2013 12:25 (UTC)
спасибо, обязательно посмотрю!
super_kakadu
2 фев, 2013 12:27 (UTC)
Посмотррри, Юля. Но деткам смотррреть его ещё рррано.
(без темы) - sterljad - 2 фев, 2013 12:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 12:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sterljad - 2 фев, 2013 12:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 12:50 (UTC) - Развернуть
sun_ai_nuan
2 фев, 2013 13:09 (UTC)
Какаду плохого не посоветует.
Буду смотреть обязательно!
ЗЫ. посмотрела "Артиста" - спасибо тебе, мудрая птица!
super_kakadu
2 фев, 2013 13:19 (UTC)
Спасибо за твои добрррые слова.
iraizkaira
2 фев, 2013 13:36 (UTC)
Прекрасный пост! вечером посмотрю видео.
super_kakadu
2 фев, 2013 13:45 (UTC)
Ира, благодарррю.
shuntik
2 фев, 2013 13:50 (UTC)
ок, уже положила в папочку "постмотреть"
super_kakadu
2 фев, 2013 13:57 (UTC)
Этот фильм посмотррреть необходимо.
elenabyzova
2 фев, 2013 13:51 (UTC)
Видела этот фильм. Для меня он очень тяжёлый. Прости, kakadu, пересматривать не буду, он запоминается навсегда.
super_kakadu
2 фев, 2013 13:55 (UTC)
Лена, так я же всё понимаю.
omia
2 фев, 2013 13:52 (UTC)
Начала смотреть и не смогла оторваться, опять, уже в который раз, досмотрела до конца...
Тут слова лишние.
Спасибо!

Edited at 2013-02-02 13:52 (UTC)
super_kakadu
2 фев, 2013 13:58 (UTC)
Оля, видимо, мы писали дррруг дррругу одновррременно.
(без темы) - omia - 2 фев, 2013 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - super_kakadu - 2 фев, 2013 14:15 (UTC) - Развернуть
indig9
2 фев, 2013 14:02 (UTC)
Фильм сильный! Нонна В.Мордюкова просто гениальная актриса!
А подобных шедевров припомнилось два

http://filmin.ru/16923-gadyuka.html
http://filmin.ru/5425-spisok-shindlera.html
super_kakadu
2 фев, 2013 14:13 (UTC)
Перррвый я не смотрррел, а "Список Шиндлера" - да, сильный фильм.
luvida
2 фев, 2013 14:59 (UTC)
Фильм видела, действительно тяжёлый. Как сама жизнь.
super_kakadu
2 фев, 2013 15:22 (UTC)
Очень тяжёлый, да.
marusa_muse
2 фев, 2013 15:10 (UTC)
Эта женщиная потеряла ум! От её слов даже камни плачут!
Спасибо Дорогой!
Пересмотрела ещё раз. Тяжко.
И Мордюкова совсем другая, и Быков.
super_kakadu
2 фев, 2013 15:24 (UTC)
Re: Эта женщиная потеряла ум! От её слов даже камни плачу
Они оба в этом фильмы - особенные.

Спасибо тебе, Маруся.
natali_ya
2 фев, 2013 15:28 (UTC)
Великий фильм.
super_kakadu
2 фев, 2013 15:36 (UTC)
Именно - великий!
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
( 109 Уже прокукарекали — Прокукарекать )

Profile

super_kakadu
super_kakadu

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com