super_kakadu (super_kakadu) wrote,
super_kakadu
super_kakadu

Categories:

Серебряный век и опять "Живое слово". Воспоминания Энгельгардта о прррогрррамме Гумилёва.

Пррролог. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.



В центррре - Николай Гумилёв, внизу сидят Георгий Иванов и Ирина Одоевцева

"Курс введения в эстетику читал А. В. Луначарский и, умный человек, подал программку в десять строчек. Программищу на 21 лекцию по истории эстетических учений закатил А. З. Штейнберг. А. Ф. Кони читал лекции по этике общежития. В программе его было восемь этик: этика воспитания, судебная (старого режима с присяжными заседателями), врачебная,
экономическая (нравственные начала финансовой деятельности государства), этика общественного порядка (попустительство пьянству, ложный и лживый патриотизм, власть в руках безответственных лиц), этика литературная
(свобода слова и злоупотребление ею, клевета в печати), этика в искусстве и... восьмая этика - этика личного поведения... Когда-то эти лекции привлекали, восхищали, Кони рукоплескали, но уже от времени и подержанности старые бумажки, которые вынимал Анатолий Федорович, истрепались, изветшали... Уже не было той жизни, которой отвечали эти
этики. Рушилось все за монархией, и церковь, и классы, исобственность, и семья, все старое рушилось, а что созидалось, не было еще видно. И, наконец, если восемь этик, то нет никакой этики. И не этика строит жизнь, а жизнь строит этику, а потому те новые «господа жизни», которые имели в руках власть и жали серпом не щадя и разрушали молотом, не жалея...
...
Приведу полностью программы Н. С. Гумилева. Вот его курс лекций по теории поэзии.
I. Четыре момента в поэтическом произведении: 1) эйдолология, 2) композиция, 3) стилистика, 4) ритмика; их взаимодействие, границы исследования.
II. Эйдолология: 1) творец и творимое, 2) аполлонизм и дионисианство, 3) закон троичности и четверичнос¬ти, 4) четыре темперамента и двенадцать богов каждой религии, 5) разделение поэзии по числу лиц предложения, 6) время и пространство и борьба с ними, 7) возможность поэтической машины, <...> которая бы делала стихи! Точнее: стиходелательной машины. <...>
III. Композиция: 1) фигурное соединение тем, 2) закон шестеричности в эпосе, 3) закон пятеричности в драме, 4) строфика европейская и восточная, 5) движение во времени, в пространстве, в плоскости четвертого измерения и в двух измерениях. <...>
Эпос в... четвертом измерении! Символизм это или акмеизм? Ведь Николай Степанович был главой особой школы «акмеистов».
IV. Стилистика: 1) четыре основные типа метафор, 2) четыре школы - примитивная, романтическая, классическая и александрийская (NB: Где же реализм?), 3) их детали, 4) удельный вес этимологических форм, 5) удельный
вес синтаксических по¬строений, 6) архаизмы, неологизмы, идиотизмы, варваризмы и пр.
V. Ритмика: 1) школа восточная и западная - графика и пение, 2) стихосложение метрическое, силлабическое, тоническое, смысловое, параллелизм и пр., 3) восточные и западные влияния на распределение согласных и гласных, 4) рифмы богатые, бедные, рифмоиды, ассонансы, аллитерации, началь¬ные, внутренние, смысловые, унич¬тоженные, белые
стихи.

Наши лекции стенографировались. Где стенограммы лекций Н. С.Гумилева? Не знаю".

Воспоминания писателя, поэта, литературоведа Николая Александровича Энгельгардта (1867–1942) об Институте Живого Слова (1918–1919)



Н.А.Энгельгардт, вторррой тесть Николая Гумилёва

Пррродолжение следует.
Tags: Серебряный век, искусство, личность, обррразование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →