super_kakadu (super_kakadu) wrote,
super_kakadu
super_kakadu

Category:

Серебряный век и плюс-минус сто лет. Дом Искусств

Рррешил этот Любин рррассказ взять целиком - интерьеры ДИСКа так часто всплывают в воспоминаниях его обитателей, что хочется хоть одним глазком... =)

Оригинал взят у goldfond в Дом С.П.Елисеева на Невском
В прошлую субботу ноги занесли меня в шикарный Талион-Отель на Невском, 15, номера в котором стоят совершенно непомерных денег.
Вот макет с характерным для сегодняшней новаторской архитектуры Петербурга стеклянным пузырём на крыше, в котором находятся бассейн, спа-салон и другие экзотические прибамбасы вроде сеновала для любителей русской экзотики.

Но эта часть здания меня не интересовала.
Просто отель располагается в комплексе бывших доходных домов и в самом доме сына купца П.Елисеева — Степана Петровича, и там частично сохранились елисеевские интерьеры.

История постройки дома С. П. Елисеева уходит корнями в 18 век.
На этом участке в 1716 г. находился Мытный двор, уничтоженный пожаром в 1736 году.
А в 1755 году архитектор Ф.Б. Растрелли построил на месте бывшего пожарища роскошный временный деревянный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны

После её кончины, Пётр III и царская резиденция переместились в новый Зимний дворец, на Дворцовой площади. А этот разобрали. Всё поприличнее досталось вельможам, а остальное растащил по высочайшему разрешению простой люд для своих нужд.

Пётр III недолго царствовал.
Сместившая его Екатерина II подарила участок, освободившийся от временного дворца,  генерал-полицмейстеру Петербурга сенатору Н. И. Чичерину.
Николай Иванович приходился родным братом Денису Ивановичу Чичерину, в роте которого служили братья Орловы. После вступления на престол, при поддержке Орловых, Екатерины II, фавориты не забыли своего сослуживца. Денис стал губернатором Сибири, а Николай — санкт-петербургским генерал-полицмейстером.

В 1768-71 г.г. для Н.И.Чичерина здесь был построен дом.

Автор постройки неизвестен, но предполагается, что им мог быть один из известных тогда архитекторов -  Ж.Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов или  Ю.М. Фельтен.

Владелец дома занимал покои третьего этажа, первый был отдан купцам, остальные помещения сдавались в наём.
Среди прочих в первом этаже здания разместились овощная и книжная лавки.
1 марта 1770 года в доме № 15 открылся Английский клуб, а в 1771 году здесь открылась первая в Петербурге частная Вольная типография И.М. Гартунга.

В 1772 году помещения занимало Музыкальное общество, просуществовавшее до 1777 года.
Н.И.Чичерин лишился своей должности из-за нерасторопности во время наводнения 1777г., а через пять лет умер.
Сыновья заложили дом в Опекунский совет, и с этого времени здание, как говорится, пошло по рукам.

В 1778 году в доме Чичерина был открыт второй Музыкальный клуб. Раз в неделю в клубе устраивались концерты и маскарады на которые члены клуба ходили бесплатно, остальные же платили за вход. Здесь можно было играть в карты, бильярд. Можно было поужинать в долг. Среди посетителей клуба были замечены А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, И.Е. Старов, Ф.И. Шубин, Д. Кваренги и другие. Из-за начавшейся в 1787 году русско-турецкой войны многие члены клуба ушли на фронт. Расходы клуба стали превышать его доходы, в результате в 1792 году от был закрыт, клубное имущество распродано.

В 1780–1783 годах здесь снимал четырёхкомнатную квартиру архитектор Джакомо Кваренги.
В 1792 году Александр Николаевич Чичерин продал за 75 000 рублей участок князю Алексею Борисовичу Куракину, жившему здесь с 1782 года.

В 1794 году к дому был пристроен новый трёхэтажный флигель со стороны Мойки (дом № 59).

В доме Куракина жил будущий крупный государственный деятель М.М. Сперанский.

В 1800 году Куракин продал свой дом.

В дальнейшем до 1806 годах домом владел херсонский купец Абрам Израилевич Перетц, крупнейший финансист, подрядчик при строительстве кораблей и поставщик соли. Про него говорили: «Где соль, там и Перетц».

В 1799–1801 годах парадные покои сдавались военному генерал-губернатору графу Петру Алексеевичу Палену.
В начале XIX века помещения дома № 15 занимали Благородное собрание, Театральное общество.
В  Благородном собрании проводились учебные концерты недавно открытой бароном Демидовым консерватории.

В 1806 году дом перешёл во владение к купцу А. И. Косиковскому.
В 1814–1817 годах по проекту В.П. Стасова к дому был пристроен четырёхэтажный корпус со стороны Большой Морской улицы. Фасад этого корпуса украшен двенадцатью колоннами, в честь победы в войне 1812 года.

В части этого здания располагался ресторан «Talon» (1810-е — 1825 год). В этом ресторане бывал А.С. Пушкин, сюда заходил его литературный герой Евгений Онегин («к Talon помчался: он уверен, что там уж ждёт его Каверин»).

А в 1820-х годах в части дома, выходящей на Невский проспект, работала скульптурная мастерская Винченцо Мадерни.
Здесь выполнялись отделочные работы для интерьеров, впервые именно в этой мастерской был использован малахит.
Кроме того, в 1806–1831 годах здесь была книжная лавка, библиотека и типография «Адольф Плюшар», где впервые были выпущены «Ревизор» Н.В. Гоголя и первый перевод «Фауста» Гёте, «Панорама Санкт-Петербурга» А.П. Башуцкого. В 1830-х годах типография Плюшара считалась лучшей в России.

В 1821–1825 годах в доме Косиковского жил журналист Н.И. Греч. В типографии Плюшара печаталась его газета «Северная пчела». Летом 1825 года у Греча останавливался поэт и декабрист В.К. Кюхельбекер. Весной 1828 году здесь поселился А.С. Грибоедов. Отсюда в июне того же года он уехал в Тегеран, где погиб в 1829 году.

В 1830–1839 годах в доме на Невском находилась редакция журнала «Отечественные записки» А.А. Краевского. Во время холерной эпидемии 1831 года на третьем этаже над аптекой Типмера было выделено помещение для совещания врачей.

После смерти А.И.Косиковского, домом какое-то время владели его наследники, а в 1858г. его приобрели братья Григорий и Степан Елисеевы, сыновья основателя торгового дома П.Елисеева.
В последствии, Григорий перебрался на Васильевский остров. О его доме на Биржевой я в своё время рассказывала http://goldfond.livejournal.com/131384.html
Степан Петрович затеял масштабную перестройку дома, которую осуществил арх.Н.П. Гребёнка.
Семья купца нанимала дом по набережной Мойки.

А в корпусе на Невском с 1860 по 1914 год размещалось Благородное собрание. Здесь читал лекции композитор А.Н. Серов, читали свои произведения Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев,М.Е. Салтыков-Щедрин. Среди почётных членов были П.А. Вяземский, Ф.В. Булгарин, Н.Б. Юсупов, Ф.Ф. Трепов и другие. В благородном собрании давало концерты созданное А.Г. Рубинштейном Русское музыкальное общество.

А 10 января 1862 года открылся «Шах-клуб». Учредителем его стал граф Г.А. Кушелев-Безбородко, среди участников были Н.Г. Чернышевский, Д.И. Менделеев. Вскоре в 3-е отделение стали приходить сообщения о том, что в клубе «иногда ораторствует Чернышевский, ведутся рассуждения о конституции, а шахматами и не пахнет» . И летом клуб был закрыт.

В корпусе на Большой Морской улице находился в то время ещё и модный ресторан «Кюба», а на втором и третьем этажах — меблированные комнаты О.Н. Мухиной. В 1903 году в них останавливались Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин. Здесь Шаляпин неоднократно встречался с А.И. Куприным. С этим домом связан рассказ Куприна «Гоголь-моголь».

Перед революцией в доме Елисеевых работали банковская контора «Георг Верблюнер и К», с 1914 года — Центральный банк Общества взаимного кредита. Для последнего в доме производились некоторые перестройки. После 1917 года Елисеевы уехали из России.
отсюда
И вот сейчас в корпусе со стороны Мойки и находится Талион-отель.
Вход в отель

Своеобразная Доска почёта — фото знаменитостей, которые в отеле останавливались

Вестибюль, украшенный несоразмерными площади помещения, как мне кажется, атлантами

Все полы - из итальянского мрамора

А вот так перестроен был внутренний двор

Лестница, но не парадная при Елисееве, хотя родная — каменная и перила сохранились



В атриуме устроено кафе, где нас угостили кофе с печеньем









Скульптура Александра Невского — современная

А вот уже непосредственно бывшие елисеевские апартаменты.
Все они приспособлены, естественно, под нужды отеля. Например, приёмная рядом с кабинетом. Теперь здесь ресторан

Камин с зеркалом — оригинальные,



а также оконная фурнитура

Кабинет С.П.Елисеева. Между кабинетом и приёмной нет стены, это одно пространство, только кабинет отделён чёрными мраморными колоннами.

Украшения камина — тоже елисеевские ещё


Панно на потолках



Небольшая проходная комната перед кабинетом


Из кабинета попадаем на личную лестницу С.П.Елисеева

Этот стеклянный фонарь наверху натерпелся во время реконструкции — был практически весь разбит и восстановлен в Риге



Эта цветочная гирлянда скрывает направляющие — остатки от подъёмного механизма, устроенного для супруги С.П.Елисеева, у которой болели ноги

Это музыкальная гостиная





Плафоны



и отделка бордюра








Камин

Канделябры и люстры— оригинальные



Танцевальный зал с оригинальными светильниками — торшерами и люстрой из богемского стекла







и сохранившейся оконной фурнитурой

и отреставрированным паркетом, в оформлении которого использован очень редкий материал – зеленый дуб

Забавна история плафона на потолке

Изначально здесь был плафон на библейский сюжет, но после того, как в середине 20-х годов в апартаменты вселился Пролетарский клуб руководителей производства, было решено, что зрелище голых женских фигур отвлекает пролетарских менеджеров от дела. Поэтому тому же самому художнику, что делал прежний плафон, было поручено сбить старую живопись и нарисовать новую, социалистическую. Что он и сделал. Мне кажется, с тайной насмешкой.
Вот фрагменты этого соцреализма



Даже гипсовых амуров рядом с этим плафоном на какое-то время одели в штаны, но потом дикость идеи бросилась в глаза даже целомудренным новоявленным дизайнерам, и их опять раздели, оставив в первозданном безобразии.

А это столовая, где вся мебель — оригинальная, ореховая. Нет только обеденного стола — его взял на съёмки Ленфильм, и стол затерялся на его просторах

Обои (тоже оригинальные)

Потолок

Витражи на охотничьи темы



Это — фигура коленопреклоненного Филиппа Красивого

Один из предметов гарнитура

Камин с резными украшениями(к сожалению, плохо получился:((

Зато получилось резьба на нём

А это украшения большого шкафа для посуды

К сожалению, ещё одно помещение — библиотеку, с полностью сохранившейся отделкой и французской мебелью, нам не показали, т. к. там проводилось какое-то мероприятие.
А вот это — бывший зал кинотеатра «Баррикада», который здесь находился с 1931г.

Правда, с 1923г. здесь был другой кинотеатр - «Светлая лента», в котором пианистом-тапёром полтора месяца работал студент Д.Шостакович, но был уволен в связи с несоответствием исполняемой им музыки и действия на экране.
А вот это зеркало стояло здесь постоянно, правда, в весьма замызганном виде. После реставрации оно оказалось вот таким

Интересная жизнь проходила в елисеевском особняке в 1919-1923 годах. Тогда здесь по инициативе К.И.Чуковского и усилиями М.Горького был создан Дом искусств — ДИСК. В совет ДИСКа, входили писатели, художники, критики: А. А. Ахматова, Ю. И. Анненков, М. В. Добужинский, Е. И. Замятин, К. С. Петров-Водкин, а во главе учреждения встал А.М. Горький. В ДИСКе поселились Александр Грин, Ольга Форш, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Михаил Зощенко и многие другие. Здесь кипела интеллектуальная жизнь.
Об этом времени написано множество воспоминаний самих участников и жильцов. О.Форш написала о нём свой «Сумасшедший корабль», И.Одоевцева, Н.Берберова, сам К.И.Чуковский.
После отъезда Горького с Андреевой ДИСК был закрыт.
В настоящее время весь этот комплекс выставлен на продажу.
Tags: Санкт-Петербург, Серебряный век, арррхитектуррра, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments