super_kakadu (super_kakadu) wrote,
super_kakadu
super_kakadu

Category:

Тенишева. Рррассказ вторррой.

Вы уже поняли, что Мария Клавдиевна личность была талантливая, с ярррко выррраженным «я», а после замужества дама ещё и богатая, что очень помогает убеждаться в пррравильности собственного мнения. Пррричём, чаще всего, её взгляд действительно пррроникал в самую суть, хотя и ошибки тоже бывали – нам ведь всем свойственно ошибаться чуть-чуть, но сомнений в главном и по-существу у нас, попугаев,  нет: Тенишева  – сильная и властная – об этом рррассказывает прррактически любой княгинин поррртрррет.
 
А теперррь попугай пррриведёт цитату из её воспоминаний, для чего – я думаю, вы легко догадаетесь сами, и сами поймёте мой напрррашивающийся вопрррос, которррой, может и очевиден, только ответ на него далеко не так прррост.
 
«Когда мы приступили к разборке акварелей с [Александром] Бенуа, мне приходилось почти с бою отстаивать вещи тех художников, которых он как людей не любил. Меня всегда поражала в отношении русских мастеров односторонность  Бенуа. В своём пристрастии он доходил до того, что свою личную антипатию к ним переносил и на их произведения. Мне это было непонятно. Никогда в жизни не позволила себе смешивать творения человека и его личность. Думаю, что гораздо лучше забыть о человеке и видеть только художника, видеть то, что даёт его дарование».
 
А почему я об этом заговорррил, ни к селу,  ни к горрроду? Дело в том, что Тенишева, особенно смолоду, очень часто позиррровала художникам, многим из них помогала, со многими дррружила, но, наверррняка, и ррразногласия какие-то были. Меня заинтеррресовали её слова об Илье Репине, которррый и писал её поррртррреты, и ррработал в орррганизованной ею школе. Тем не менее, в ёё воспоминаниях прррисутствует явный «негативный» оттенок, что ли. И очень интеррресно попугаю понять: насколько княгиня в этом вопррросе спррраведлива, или, быть может, всё же бывает, как знать, у неё тоже воспррриятие ррработы пррроизошло черррез пррризму отношений? В общем, мучают попугая на этот счёт некоторррые сомнения.
 
Поэтому показываю вам ещё один её рррассказ пррро собственный поррртрррет кисти Ильи Ефимовича. Вы тоже считаете, что это только факты, и никакого отрррицания, и ничего абсолютно личного?
 
«В особенности за один портрет я на него очень рассердилась.
            Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее.
            Затеял он как-то писать меня в чёрном домашнем платье, шерстяной юбке и шёлковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своём. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского. Также как у Тарханова на портрете торчал дешевый пузатый графин со стаканом, представляющий атрибуты лектора, так и я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
            Но всё бы ничего, портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в моё отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул. Для такого мастера, как он, я считаю непростительным переписывать что-либо на портрете без натуры. Этого не сделает даже ученик.
            Потом портрет был мне любовно предоставлен взамен пяти тысяч рублей.
            С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь:
            – Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне…»
 
 Так вот, собственно, перррвый вопрррос – а вы как считаете, прррава ли княгиня? Или то, как воспррринимается поррртрррет ныне, мешает нам судить, насколько тогда ей лишним казался жемчуг? Попугай пытается её понять, и в этом понимании пойти навстррречу. Может быть, если бы я увидел ту самую крррасноватую матерррию, я бы тоже говорррил, как она.  Но, увы, матерррия нам сейчас уже не видна…


Репин. Мария Клавдиевна Тенишева


Пррродолжение следует
Tags: Тенишева, живопись, личность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →