super_kakadu (super_kakadu) wrote,
super_kakadu
super_kakadu

Categories:

И опять Тенишева о Репине.

 Часть 1
 Часть 2
 Часть 3
 


«На моём последнем портрете во весь рост мало того, что отсутствовали ноги, но и рука оказалась сломанною, точно приставленною. Репин два раза присылал мне этот портрет, а я два раза его отсылала. Однажды он выставил его, но не посмел написать, что это я, а назвал его по каталогу «Повелительница» – вероятно, он хотел меня этим уязвить, но я была в восторге. Что эта «повелительница» не причинила мне новой драмы с мужем и новых неизбежных расходов.

Раз Репин приехал к нам в деревню погостить, и тут случилась для Киту [княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская] большая неприятность: он задумал написать её портрет. Конечно, как и всегда, при этом был пущен в ход известный «репертуарчик». Начались намёки, как хорошо было бы именно её написать: он отходил, подходил к ней на кругленьких согнутых ножках, причём сам делался маленький-маленький, щурился и, закатывая глаза, говорил: «Ах… Да… Как хорошо…»  
Бедная Киту не на шутку всполошилась от этого предложения – она довольно насмотрелась на мои мучения. Но пришлось всё-таки сдаться. Притом Репин тонко дал понять, что он это так, из дружбы и желания сделать мне удовольствие, хочет оставить «память» о своём пребывании. После этого отказываться было невозможно.
В сущности, Репин имел в виду не Киту, он давно подбирался к моему мужу, ухаживал за ним, но получил весьма категорический отказ. Меня же он только что писал и очень неудачно. Таким образом, оставалась одна Киту, которая не нашлась и не посмела дать ему отпор, как князь.
Наконец начались для бедной Киту сеансы. В мастерской по утрам работала я, и Репин любезно давал мне советы и в то же время делал наброски. Раз он шутя написал с меня маленький этюдик красками со спины, за мольбертом, с натурщицей на фоне. Это, несомненно, мой лучший «портретик», им написанный.




После завтрака в мастерскую приходила Киту в белом суконном платье и соломенной шляпе. В мастерскую днём никто не входил, чтобы не мешать. Вначале всё шло хорошо. Но раз Киту пришла ко мне в отчаянии, прося моего вмешательства. Дело в том, что Репин вздумал написать за спиной Киту открытый пёстрый ситцевый зонтик. Эта выдумка сильно не понравилась Киту, так как она никогда не употребляла и вообще не любила зонтиков. К тому же, какой смысл имела эта вещь, если портрет писался в комнате, на тёмно-зелёном плюшевом фоне? Для такого крупного мастера подобная безвкусица была непростительна. Тут атрибуты даже не согласовывались с характером личности.
Я горячо вступилась за Киту, вполне разделяя её неудовольствие. Но, как я не спорила, как ни доказывала эту бессмыслицу – кажется, ещё немного, и вышла бы ссора, – он упёрся на своём. Так Киту и осталось в строгом английском костюме с пёстрым ситцевым зонтиком на плече. Каждый раз, когда она шла позировать, как на заклание, я читала трогательную грусть в её выразительных глазах.
К сожалению, этот портрет, казавшийся вначале свежим, теперь сильно потускнел. Я объясняю это тем, что Репин, вероятно для экономии, пишет всегда свои картины на самом простом керосине, а этот продукт имеет свойство со временем желтеть. Мои портреты тоже все потускнели, вероятно, от той же причины.
Уезжая, Репин, должно быть, забыл, что он хотел оставить «память о своём пребывании» у меня, и за эту «память» я тоже уплатила ему тысячи.

Вообще мне много пришлось поспорить с Репиным. Недостаток вкуса, поражающий у художника, отсутствие всякого инстинкта красоты приводили меня в полное недоумение. В его мастерской и в доме – ни вещицы изящной или старинной, всё было холодно, плоско, дёшево и грязновато.
Много рассказывали мне о Репине и ученики его, и люди, имевшие с ним дело, во многом упрекая и осуждая его как человека. Но частная жизнь Репина не интересует меня. Однако кому дано много, с того много и взыщется. Общество наложило на него венец славы, и невольно хочется понять, каким образом он дошёл до неё.
Не тем ли, что усердно угождал, подлаживался к толпе? Не стараясь руководить ею, законодательствовать, – что было бы симпатичнее, а главное, достойнее великого художника, – он гнался за лёгким успехом…»
 
 
Теперррь опять комментарррии от попугая: надеюсь, что каррртину «Победительница» опознал я пррравильно, она сейчас известна одна такая - как поррртрррет Тенишевой. Если же птица ошиблась, и вы знаете поррртрррет, более подходящий по описанию внешне, пожалуйста, укажите Какаду на этот ляпсус, я сррразу испррравлюсь. Со вторррой каррртиной «Тенишева в мастерской» у меня вопррросов, в пррринципе нет, поррртрет описан чётко и узнаваемо, а вот что очень рррасстррроило попугая, сделала меня на некоторррое вррремя огорррчённым и плохо вменяемым – это то, что я не смог найти пррресловутый поррртрррет Киту, Екатерины Константиновны. С каким удовольствием я добавил бы его, но, увы, ничего похожего именно на это описание из женских поррртррретов у Репина я не нашёл, что конечно, не есть хорррошо. 

А пррродолжение - следует. Вот.
Такой получается, батеньки, нынче компот.
Tags: Тенишева, живопись, личность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →