super_kakadu (super_kakadu) wrote,
super_kakadu
super_kakadu

Categories:

Тенишева и детективная исторррия, которррая пррроизошла в последней трррети двадцатого века.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.  Часть 8.  Часть 9.  Часть 10.  Часть 11.  Часть 12.  Часть 13.  Часть 14.  Часть 15.  Часть 16.  Часть 17.  Часть 18.  Часть 19.  Часть 20.  Часть 21.  Часть 22.  Часть 23.  Часть 24.  Часть 25.  Часть 26.  Часть 27.  Часть 28.  Часть 29.  Часть 30.  Часть 31.  Часть 32.  Часть 33.  Часть 34.  Часть 35.  Часть 36.  Часть 37.  Часть 38.  Часть 39.  Часть 40.

"Эта детективная история
началась в 1973 году с жалобы некоего Артемьева, работавшего грузчиком в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств и незаконно, по его мнению, уволенного. Выплескивая обиду, Артемьев бывших "начальников" не пожалел: мол, жулики одни работают! Как положено, представители народного контроля "отреагировали" на жалобу. И в ходе разбирательства обратили внимание на некоторые странности в закупочной деятельности музея: скажем, музейщики приобрели картину, заплатили деньги, а вот в фондах она почему-то не числится. Контролеры взялись за проверку закупок всерьез и наткнулись на две записи, согласно которым у жительницы Москвы приобретались золотые украшения, причем лицом, предложившим их музею, был его директор Кутин. Странным показалось, что москвичка решила продать свои вещи смоленскому музею, еще более необычным было участие в операции его директора. Проверяющие начали поиск приобретенных украшений и неожиданно стали свидетелями передачи драгоценностей сотруднику выставочного зала. В ответ на просьбу показать три золотые серьги им представили замечательные вещицы: две в виде корзиночек с фруктами, а третья - с изображением головы животного. Главный хранитель музея Козикова тут же заметила, что пара к последней серьге есть в коллекции княгини Марии Тенишевой, поступившей в фонды в 1970 году. Она, конечно, и не подозревала, что "пара" именно парой и была - и принадлежала к той же коллекции. Просто в свое время музей принял уникальное собрание не в полном объеме - значительная его часть "испарилась" по пути из Москвы в Смоленск.

В 1916 году, уезжая за границу, княгиня Тенишева оставила драгоценности из своей коллекции на хранение в банке. Незадолго до революции они были по доверенности получены близкими ей сестрами Орфановыми. В отличие от Марии Клавдиевны, в Россию уже не вернувшейся, они так и жили себе на Арбате. Драгоценности сестры советской власти сразу не сдали, рассчитывая, что Тенишева вернется. Потом женщинам просто стало страшно - времена на дворе были тревожные и неизвестно еще, как отнеслись бы "органы" к утаиванию чрезвычайно дорогой коллекции. Никому они, конечно, о доверенных им ценностях не рассказывали, но в конце концов решили наладить связи со смоленским музеем, в экспозиции которого княгиня мечтала видеть свои сокровища. Так в московской квартире Орфановых появился директор Кутин. К удивлению хранительниц Кутин разделил коллекцию на три части. Две были перевезены им в Смоленск. Что касается самой ценной части коллекции, то ее судьба сложилась куда причудливее, и никаких документов, подтверждающих получение этой части ценностей смоленским музеем, сестры Орфановы не увидели. Если бы не жалоба грузчика Артемьева, драгоценности могли просто исчезнуть.

Сначала народные контролеры побывали в гостях у Орфановых, потом в Ленинской библиотеке обнаружилась книга Марии Тенишевой "Эмаль и инкрустация", в 1914 году изданная в Чехословакии, где княгиня в точности описала свою коллекцию. Сложив все обстоятельства, контролеры догадались, свидетелями какой операции им довелось стать: Кутин лихорадочно пытался поставить на учет ту самую, третью часть коллекции, которую он забрал в Москве, но не донес до собственного музея! И попался с поличным. Так драгоценные камни, золотые вещи тончайшей работы VI-IV веков до нашей эры, жемчуг, эмали разных эпох, стран и культур, золотой, украшенный эмалью медальон "музыкальная шкатулка" XVIII века, оригинальный шарик-триптих "иконка-складень" ажурной резьбы, разглядеть на миниатюрных полусферах которого картинки из народной жизни можно только через лупу, и другие диковинные поделки, которые счел бы за честь выставить любой музей мира, все-таки оказались в фондах смоленского музея.

Кутин был уличен в злоупотреблении служебным положением, несоблюдении требований по учету и хранению ценностей, нарушении финансово-хозяйственной дисциплины. За присвоение музейных ценностей с целью личной наживы директора сняли с должности, исключили из рядов КПСС и приговорили к году исправительных работ".                                отсюда

Попугай думает, что в тексте есть ошибка: книга "Эмаль и инкрустация" была издана в 1930 году. Мария Клавдиевна только в 1916 защитила свою диссеррртацию по эмали, которррая потом и легла в основу книги, изданную уже посмеррртно княгиней Святополк-Четвертинской.

Пррродолжение следует.
Tags: Тенишева, личность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →