super_kakadu (super_kakadu) wrote,
super_kakadu
super_kakadu

Category:

Мария Тенишева, последняя глава.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.  Часть 8.  Часть 9.  Часть 10.  Часть 11.  Часть 12.  Часть 13.  Часть 14.  Часть 15.  Часть 16.  Часть 17.  Часть 18.  Часть 19.  Часть 20.  Часть 21.  Часть 22.  Часть 23.  Часть 24.  Часть 25.  Часть 26.  Часть 27.  Часть 28.  Часть 29.  Часть 30.  Часть 31.  Часть 32.  Часть 33.  Часть 34.  Часть 35.  Часть 36.  Часть 37.  Часть 38.  Часть 39.  Часть 40.  Часть 41.  Часть 42.  Часть 43.  Часть 44.  Часть 45.  Часть 46. 
                       Паоло Трубецкой. Мария Тенишева. 1899

Уже прррактически год, как попугай курррлычит вам пррро княгиню. Я начал этот рррассказ, потому что сначала меня заинтеррресовало имя, потом – воспррриятие Марррией Клавдиевной пррроисходящих событий, и какие Тенишева давала им оценки. Меня очень рррадовали её словесные зарррисовки и сценки, я был восхищён, сколько она успела сделать, за сколько всего бррралась.
В общем, попугай изо всех сил оттягивал этот час, но, наверррное, поррра уже попрррощаться с моей геррроиней. Если честно – мне очень не хочется, и, скорррее всего, я перрриодически буду возвррращаться к рррассказу о княгине, но на данный момент надо поставить логическую точку. Итак, пусть это будут заверрршающие стрррочки.


После 1919 года Тенишева оказалась в эмигрррации и жила в горрродке Вокрессон недалеко от Парижа, пррродолжая ррработать, то есть заниматься своей эмалью. Но это уже были дррругие дали, и хотя дрррузья назвали это местечко «Малое Талашкино», а около княгини опять обррразовался кррруг художников и музыкантов, и все они были удивительны и талантливы, но это всё было уже совсем не то, и не так, как в России. Шёл дррругой век и дррругой был миррр, и чужая во многом была стихия.

Письмо Тенишевой Рериху.
«Добрейший Николай Константинович, чем дальше идет время, тем больше накопилось событий и разных переживаний, с которыми я, до сих пор, не была в силах с Вами поделиться. (...) Про себя могу сказать, что только теперь я пришла к более или менее нормальному равновесию души, после длительной болезни, вызванной пережитыми событиями и неумолимыми ударами судьбы. Меня наконец покинуло мучительное чувство ожидания - чуда, как будто должно было сразу, по волшебству, прекратиться убиение несчастной России! Не дождавшись этого чуда, осилив свою внутреннюю боль, во мне настала реакция, - знаете, что и к горю люди привыкают, - и меня потянуло к творчеству и работе. Но слово «потянуло» не надо брать в смысле отвлеченной душевной потребности, я и раньше прекрасно сознавала, что только труд, единственно упорный труд остался лишь в удел тем, кто хочет, из нас русских, еще дышать и иметь право на жизнь.
Когда мы бежали из Крыма в 1919 году и прибыли во Францию, мы застали здесь еще полную разруху, дезорганизованность после многолетней войны, и только теперь стало ощущаться, что жизнь этой страны начала входить в свое обыденное русло.
Представьте себе, что только после двухлетнего нашего пребывания здесь, появился газ прежнего качества, без которого мы, эмальеры, не могли приступить к настоящей работе, по причине гадкого качества угля, не дававшего достаточного жара и окончательно не выжигающего эмаль.
(...) Художники всех отраслей искусства не имеют больше никаких заработков, и в их рядах царит безнадежная грусть. Вообще здесь полный застой в делах, никто НИЧЕГО не покупает и не продает, магазины пустуют, даже антикварные не делают никаких сделок.
Пока я была в своем деле только любительницей, производя предметы по моей фантазии и не заботясь о том, останутся ли они у меня на руках или нет, в то время я была обеспеченным человеком, теперь же дело приняло совершенно другой оборот.
С каждой вещью, которую я предпринимаю, меня уже не должно больше покидать сознание, что это делается за счет насущного куска хлеба. Следовательно, мне необходимо будет создать верный сбыт моим произведениям, что-нибудь серьезное и постоянное.
Оставя в России, силою обстоятельств, все, что мне дорого, вместе с тем мою редкую, можно сказать, единственную в своем роде коллекцию эмалевых произведений, представлявшую из себя полную историю этого дела в памятниках древности, я имела какое-то наитие захватить с собой и зашить в мое платье мои драгоценности, которые и составляют в данное время наши ресурсы.
Но всему бывает конец, и вот, чтобы не дожить до той минуты, когда в кармане не останется ни полушки, я обязана озаботиться о будущем. (...) Хорошо тем женщинам, у которых есть мужья, я же одна, да к тому же у меня... еще моя... дочь, которой море по колено, а девочку
[внучку - прим. попугая] еще надо позаботиться поставить на ноги. (...) Живу теперь в мастерской, она Вам знакома, и хотя в ней тесновато нам всем, зато она дешевле квартиры. (...)
Жму дружески Вашу руку.
Княгиня Мария Тенишева».




Тенишева работает в своей мастерской


Мария Клавдиевна умерла 14 апреля 1928 года. Похоронена она на кладбище Сель-Сен-Клу, надгробие выполнено по эскизу И.Я.Билибина. Под этой плитой рядом с ней лежат и самые близкие ей люди – няня Лиза Грабкина (5 февраля 1936 года), княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская (7 апреля 1942 года) и Василий Александрович Богданов-Лидин (1 декабря 1942 года).

могила княгини
     фотографии могилы отсюда 



Ухаживал и следил за могилой до самой своей смерти в 2011 году внук художника В.Д. Поленова - Александр Александрович Ляпин.
    Александр Ляпин. 11.06.1927 – 13.03.2011


Tags: Тенишева, искусство, личность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →